Тина Георгиевская - голосовые тренинги. Постановка голоса, Техника Речи, Дикция. Статья ГОЛОСОВОЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ.

 


Голосовой
имидж
руководителя
         






Тренинг в МОСКВЕ:

с 12 по 29 ноября 2016 г.

будет проходить в
ВЕЧЕРНЕМ ФОРМАТЕ

5 дней по 3 часа
(вторники и четверги)

Время проведения - с с 19:00 до 22:00

Для регистрации на тренинг воспользуйтесь

  • контактами.



  •  

    В современной деловой среде тезис - «Голос – неотъемлемая часть имиджа руководителя», - пожалуй, уже не требует доказательств. Я не собираюсь спорить с теми, кто считает, что для достижения успеха достаточно hard skills, узко-профессиональных знаний и навыков. Моя статья для тех, кто уже осознал необходимость голоса в качестве бизнес-инструмента; и моя цель – выявить и структурировать речевые параметры, делающие голос незаменимым помощником на самых разных уровнях ведения бизнеса.

    Для начала, определим основные функции голоса относительно разных аспектов деятельности руководителя. Этих функций – три:

    • Голос - для имиджа.

    • Голос - для коммуникации.

    • Голос - для самоконтроля.

                                                                ***

    Голос является одной из главных составляющих ИМИДЖА для руководителя всех уровней, - от менеджера до председателя совета директоров. Голос – не просто «звучащая визитка», - это мощный фактор, на 40% определяющий впечатление, производимое говорящим в самые первые секунды общения, и способный неизменно влиять на эмоциональную обстановку в любой ситуации. Таким образом, голос может стать эффективным инструментом, способствующим успешности руководителя, а может быть серьезным тормозом почти во всех сферах его деятельности.

    Каким должен быть голос руководителя, начальника, лидера?

    - сильным;

    - четким;

    - низким (не путать с грубым) ;

    - звучащим в умеренном темпе;

    - интонационно убедительным;

    - свободным;

    Разумеется, этими качествами не ограничивается звуковой образ лидера, но перечисленные характеристики, наряду с профессиональными навыками и габитарным имиджем (костюм, прическа, аксессуары, и прочее), должны входить в минимальный «джентльменский набор» любого руководителя.

                                                                 *

    Одним из основных факторов, влияющих на имидж, является частота тона голоса, то есть, насколько голос «низкий» или «высокий». Наше восприятие голоса говорящего относится к сфере бессознательного, на поверхность всплывают древние инстинкты, и мы даже не задумываемся о том, почему низкий голос кажется нам внушительным, а высокий зачастую вызывает беспокойство.

    Если мы обратимся к этологии, науке, изучающей генетически обусловленное поведение животных и людей, то увидим, что низкий голос, как правило, принадлежит наиболее крупным представителям вида. Поэтому для устрашения соперника и демонстрации превосходства зверь специально занижает тон своего голоса (также, стараясь выглядеть крупнее, он вздыбливает шерсть и становится на задние лапы). Наиболее же высокие голоса – у самок и у детенышей, то есть у слабых, у тех, кто нуждается в защите. Мало того, чем больше эмоционирует животное или человек, тем выше становится тон голоса. Повышение тона это сигнал – «я слаб и беззащитен, пожалей, помоги!». Завышенный тон голоса у человека воспринимается либо как несерьезный и жалобный, либо как истеричный.

    Низкий голос звучит, как голос власти, голос силы, уравновешенности и надежности.

    А как же быть людям с высокими от природы голосами? Можно ли изменить свой голос, или тенорам лучше сразу отказаться от карьеры руководителя? Высокий или низкий у человека голос определяется природной длиной голосовых связок. Изменить, «перековать» голос нельзя. Но можно научиться звучать на наиболее низком (комфортном!) для себя тоне.

    Упражнение:

    1. Проверьте, что ваше дыхание ровное, а мышцы (особенно мышцы живота, плеч и шеи) свободны и управляемы.

    2. Вздохните свободно, с облегчением.

    3. Выдохните с чувством «ну, наконец-то я перекидал эти дрова», озвучивая свой выдох, как можно длиннее, голос как бы падает сверху вниз.

    4. Вздохните и выдохните точно так же, прижав ладонь к верхней части груди, под ключицами; ощутите вибрацию под ладонью. Вздохните и выдохните еще раз, усиливая вибрацию под ладонью. Если вибрации ощущаются плохо, повторите упражнение, как бы сдерживая зевоту.

    5. Повторите озвученный выдох, опуская тон голоса сверху вниз и зафиксируйте его на самом нижнем звуке, протяните его подольше, продолжая ощущать вибрацию.

    6. На самом нижем тоне озвученного выдоха проговорите (пропойте): «Хаааа», «Дааааа», «Яааааа». Затем «Ха-ха-ха», «Да-да-да» и «Я-я-я».

    7. Учитесь говорить на этом тоне слова, затем предложения.

    Благодаря этому упражнению, вы «раззвучиваете» нижние резонаторы вашего тела и начинаете говорить глубоким, объемным голосом, который, относительно вашего основного тона, воспринимается слушателями, как низкий.

    Для женщин-руководителей в голосово-речевых стратегиях существует своя специфика, отличная от мужской, но, что касается тона голоса, то и бизнес-леди рекомендуется использовать «низы».

    Разумеется, тон голоса отнюдь не единственный фактор, влияющий на имидж руководителя, и хорошей новостью является то, что все прочие голосовые параметры, составляющие звуковой портрет лидера, возможно совершенствовать, независимо от изначальных, природных свойств голоса. И еще одна хорошая новость: все эти параметры связаны между собой в единую систему, и развивая один, мы непременно «подтягиваем» и остальные.

                                                                 *

    Сильный голос свидетельствует о силе его обладателя, о его авторитете. Сильный голос это звучный голос. В любой стае самый сильный голос у вожака: он выделяется даже в общем гаме, его слышно даже на большом расстоянии.

    Как сделать голос звучным?

    Во-первых, не сдерживать его громкость. Громкость голоса зависит от правильной работы дыхательных мышц и… от вашего желания, вашей решимости. С детства нас приучали «вести себя прилично, говорить тише». И сейчас, если вы беседуете с кем-то в небольшом кабинете, вам кажется неуместным говорить громко: зачем, вас и так слышно. Но если ваш собеседник говорит «в полный голос», вы в какой-то момент обнаруживаете, что он вас «передавливает», причем не аргументами, а… вы сами не всегда понимаете чем. А вам в этой ситуации, оказывается, всего и надо было: позволить себе звучать естественно, как в детстве, в дворовой игре, – «братва, за мной!». Если вы знаете и используете в речи природную громкость своего голоса, ваши слова будут иметь вес и тогда, когда вы говорите нарочито тихо: в вашем голосе остается потенциал, скрытая сила, к которой прислушиваются.

    Вторая составляющая силы голоса – это тембр. Голос может быть не слишком громким, но звонким, или, как еще говорят, «тембристым»; такой голос не только хорошо слышен, его еще и приятно слушать. Как пример, вы можете вспомнить голос прекрасного актера Вячеслава Тихонова. Он никогда не напрягает голос, не кричит, основной тон его голоса вовсе самый низкий. Но он использует нижние резонаторы, которые делают голос объемным и внушительными. И, одновременно, в его тембре звучат высокие обертона, которые и придают голосу звучность и красоту.

    Как «раззвучить» высокие резонаторы?

    Упражнение:

    1. Встаньте твердо на обе ноги, наклоните корпус вниз, опираясь руками в колени. Убедитесь в том, что вам стоять так удобно, тело (насколько возможно) расслаблено, дыхание свободно.

    4. Постепенно выпрямляясь со звуком, продолжайте ощущать вибрацию.

    2. Проверьте, что губы лишь слегка соприкасаются друг с другом, гортань – на полузевке.

    3. Сымитируйте звук, подобный мычанию коровы, как это делают дети. Обратите внимание, что звук-вибрация поднимается от низа грудной клетки до головы. Ощутите, как вибрирует лицо, губы, нос, лоб, глаза, макушка.

    5. В положении прямого корпуса продолжайте звучать, направляя вибрации в голову. Легко касаясь кончиками пальцев лица, ощутите вибрацию руками.

    6. Легко постукивая концами пальцев по лицевым костям, как бы «выбивайте» вибрации наружу.

    7. Размыкая губы во время звучания, произносите слоги «Мааааа», «Бааааа», «Вааааа», не теряя ощущения звона, вибрации.

    8. Учитесь произносить слова и фразы.

    Третья возможность добиться звучности голоса, это придать ему направление. Хотите верьте – хотите проверьте, но голос подчиняется тем же физическим законам, что и любое материальное тело. К примеру, мяч.

    Представьте себе, что ваш голос – это мяч, и вам нужно добросить его, скажем до противоположной стены. Много усилий это не потребует, но вам, по крайней мере, нужно увидеть цель, в которую вы хотите «попасть». Если вы говорите, глядя в пол, в небо или «внутрь себя», то голос и, соответственно, то, что вы говорите, цели никак не достигнет./p>

    Если вам надо послать голос на более дальнее расстояние, например, в зал, чтобы вас услышали последние ряды, вам понадобится, помимо видения цели, еще и немалое мышечное усилие. Наличие микрофона ситуацию не исправит: микрофон формально увеличит громкость, но эмоциональная сила вашей речи не дойдет до адресата.

    Возьмите настоящий (или хотя бы воображаемый) мяч и бросьте его вашему партнеру в другой конец зала со словом «Эй». Спросите его, услышал ли он разницу между обычным звучанием вашего голоса и голосом, которому вы придали направление. /p>

    Я рекомендую тренировать навык направления звука с широкими сильными жестами; позже эти жесты можно будет убрать или уменьшить, но для начала необходимо скоординировать три сенсорные системы, визуальную, кинестетическую и аудиальную (взгляд, движение, голос). Поддерживая друг друга, они имеют намного большую эффективность, чем каждая в отдельности./p>

                                                                 *

    Темп речи должен быть равен темпу восприятия. Как гласит восточная мудрость, - истина не в устах говорящего, но в ушах слушающего. Часто нам кажется, что чем быстрее мы говорим, чем больше информации втиснем в единицу времени, тем больше успеем донести, и – глубоко заблуждаемся. Экспериментально доказано, что из двух человек с близкими голосовыми характеристиками, но с разным темпом речи, большинство слушателей легче воспринимают и усваивают информацию от того оратора, который говорит медленнее.

    Преимущества умеренного темпа речи и в том, что говорящему проще играть интонацией, расставлять нужные акценты, и, главное, следить за реакцией слушателей, чтобы, если нужно, вовремя повернуть ход речи в другую сторону.

    И еще один крайне важный аспект. Быстрая речь на бессознательном уровне воспринимается, как речь стрессовая. «Скороговорка» неизбежно ведет за собой повышение тона голоса, и эти два фактора вместе дают эффект суетливости, эмоциональной неустойчивости. Наряду с повышением тона, повышенный темп речи сигнализирует: «волнуется, не уверен, что-то хочет скрыть, ненадежен, напряжен». Даже у новорожденного младенца, чем больший дискомфорт он испытывает, тем выше и чаще звучат его вскрики.

    Возможно сам говорящий вовсе и не испытывает никакого дискомфорта, но темп его речи говорит об обратном.

    «Весомая», неспешная речь, с осмысленными логическими паузами, напротив, создает ощущение стабильности, уверенности, спокойствия и внутренней силы оратора. Медленный темп достигается, прежде всего, распевностью гласных: такая речь не только придает нашим словам солидности, она еще и мелодична, ее приятно слушать. А если мы сохраняем умеренный темп речи в кризисной ситуации, мы сможем, благодаря этому, не только сохранить свое собственное стабильное состояние, - мы внушим это спокойствие и окружающим нас людям.

    Но, даже если вы знаете, что говорите слишком быстро, не всегда получается избавиться самостоятельно от этого недостатка. Пытаясь замедлить свою речь, многие начинают делать большие паузы между словами, речевой поток становится рваным и трудно воспринимаемым, а сами слова по-прежнему звучат скороговоркой.

    Чтобы естественным образом уменьшить темп речи, в качестве упражнения используйте речь нараспев, растягивая как можно больше сами слова: не только ударные, но и безударные гласные. Ваша речь поначалу будет похожа на речь народной сказительницы. А когда вы овладеете «речью-пением», вы уже сможете варьировать темп в зависимости от ситуации и вашего желания.

                                                                 *

    Интонация – это мелодия голоса, отражение рисунка голосовых модуляций. А Интонация утверждения придает вашему голосу вес, вашей речи – значительность.

    Эта интонация начинается на высоком тоне и заканчивается на самой низкой ноте, которую может издать ваш голос. Произнесите короткое предложение «Это я» так, чтобы «Это» звучало высоко, а «я» - низко. Делая на последнем слове («я») ударение. Между словами можно сделать небольшую паузу, это поможет акцентировать ударное слово. Если вы все сделали правильно, то ни у кого не возникнет сомнения, вы – это ВЫ, и двух мнений тут быть не может.

    Но, по моему опыту, в использовании этой интонации часто допускаются ошибки.

    - Если в конце голос опускается недостаточно низко и безударно, то фраза звучит неуверенно.

    - Если голос опускается недостаточно низко, но с сильным акцентом в конце, вместо уверенности, ваш собеседник почувствует, что на него давят, приказывают, диктуют, что обязательно вызовет реакцию сопротивления.

    - Если голос опускается низко, но в самый последний момент чуть-чуть поднимается вверх, складывается впечатление, что вы чего-то недоговариваете.

    - Если голос опускается низко, но после акцента продолжает «ехать» вниз, это значительно смягчает интонацию, сигнализирует о том, что вы готовы уступить.

    - Если голос от верхнего к нижнему тону постепенно «съезжает», а не «прыгает», - это вообще другая интонация, которая, в зависимости от нюансов, может означать различные эмоции: от жалобы до наезда.

    Разумеется, интонация утверждения не единственная, которой нужно владеть для достижения успеха. Но она для этой цели совершенно необходима, и во многих ситуациях является настоящей «палочкой-выручалочкой». Если вы освоите эту интонацию, можете быть уверены: ваши слова всегда будут иметь вес и восприниматься всерьез.

    Заниматься интонациями, мелодией речи, самостоятельно – очень сложно. Помочь вам в этом может диктофон: записывайте себя и прослушивайте свою речь внимательно, как если бы хотели перенести модуляции вашего голоса на бумагу, с помощью нот или графика.

                                                                 *

    Дикционно проработанная , хорошо артикулированная речь необходимо для того, чтобы наши собеседники или слушатели слышали и понимали, что мы им говорим. Почему же, при отсутствии явных дефектов речи, мы так часто «глотаем» слова, недоговариваем окончания, мямлим согласные, а гласные произносим так, что они не похожи сами на себя?

    Плохая дикция это зажим, порожденный социальным страхом – страхом быть услышанным и понятым!

    Много ли вы встречали в своей жизни людей с отличной дикцией? Думаю – нет. И рискну предположить, что эти люди обладали одним общим качеством: уверенность в себе, убежденность в своих словах. Речь такого человека транслирует следующий сигнал: «Я уважаю себя и я отвечаю за свои слова; я уважаю других настолько, что говорю ясно, не заставляя собеседника прислушиваться и переспрашивать».

    Даже очень тихая, но отчетливая речь производит впечатление значимой и уверенной, притягивает внимание слушателей, убеждает серьезно относиться к смыслу произносимого.

    В качестве самостоятельного упражнения, посвятите хотя бы пятнадцать минут в день тому, чтобы отслеживать ясное звучание каждой буквы каждого слова, которое вы произносите. Для самоконтроля можно использовать диктофон.

                                                                 *

    Свободный голос – это голос естественный, без «зажимов», поставленный на дыхание. Собственно, природный голос, это и есть озвученное дыхание: дыхательно-голосовой аппарат – единая система, и голос проходит тот же путь, что и наше дыхание. Свободный голос воспринимается, как голос уверенного, цельного человека, его хочется слушать, ему хочется доверять.

    Есть выражение – «говорить не своим голосом»: оно означает, что голос говорящего напряжен и искажен. Человек, говорящий «не своим голосом» не только утомляется сам: его устаешь слушать не только психологически, но и физически. Этот эффект хорошо знаком рок-фанатам: даже если ты сам не издал ни звука, выходишь с концерта с «посаженным» голосом.

    Человек, беседующий или даже просто слушающий «зажатый» голос, непроизвольно напрягается одновременно с оратором. Напрягаются голосовые связки, в той же неудобной позиции находится гортань и весь голосовой аппарат.

    Голосовые зажимы также «считываются» подсознанием, как психологическое напряжение, дискомфорт; такой голос не вызывает ни доверия, ни интереса, ни желания сотрудничать.

    Зажимы могут возникать в любой части тела, но в речи наиболее заметны социально-психологические зажимы, возникающие на пути голоса:

    - зажим челюсти – «хорошие мальчики терпят боль без криков»;

    - зажим гортани – «хорошие девочки не плачут»;

    - зажим губ – «хочу высказаться, но… воздержусь» (или же улыбка, которая вовсе не выражает радость, а является гримасой самозащиты);

    Работать с голосом самостоятельно, без обратной связи со стороны, непросто. Но все же есть несколько моментов, когда вы можете «поймать» свой природный свободный голос: когда вы безудержно смеетесь, или зеваете, или стонете, или вздыхаете «из глубины души». Голос, поставленный на дыхание, приобретает силу, громкость, надежность, особенно если вы подключите к процессу звучания диафрагму (самую большую мышцу тела, отделяющую органы пищеварения от органов дыхания). Во время смеха, например, положите руку на верхнюю часть живота, и вы почувствуете, как диафрагма непроизвольно сокращается, давая голосу мощный импульс, снимая нагрузку с голосовых связок.

                                                                ***

    Мы рассмотрели некоторые голосовые характеристики, которые, подобно краскам, рисуют образ руководителя, создают имидж человека, способного и достойного управлять другими людьми.

    Следующие публикации мы посвятим таким свойствам голоса, как

    - коммуникативная функция и

    - функция самоконтроля, поддержания ресурсного состояния.

    Ведь, кто бы ни был руководитель, - менеджер среднего звена, коммерческий директор, генеральный директор или политический лидер, - львиная доля в распределении его времени приходится на личные коммуникации, в которых ведущую роль играет Голос – совершенный, уникальный и точный инструмент.

    Тина Георгиевская, голосовой коуч

    читать другие статьи по теме  "Голос"